Official site Sveta Magnitskaya poetess, Kristina Magnitskaya artist designer

Света Магницкая Стихи

Труд-рассказ в прозе и стихах 

 

"НЕВСКАЯ ТРЕЩИНА" – ТРАГЕДИЯ ПЕТЕРБУРГА"

 

На основе фантастического рассказа А.С. Грина "Земля и вода" (1914 г.)

и по материалам научных исследований о наводнениях и возможном землетрясении;

а также пророчества и предчувствия о судьбе Петербурга.

Словосочетание "НЕВСКАЯ ТРЕЩИНА" – из рассказа Грина. 

 

Содержание:

 

  •  "Петербург – небесная симфония" ... на островах.
  •  Из истории наводнений. По материалам научных исследований о возможном землетрясении. Дамба.
  •  О рассказе А.С. Грина (1880 –1932) "Земля и вода". Фрагменты рассказа.
  •  Что ожидает Петербург?
  •  Заключение. "Две судьбы, два преломленья, словно линии креста..."

 
 

"Петербург – небесная симфония" ... на островах

 
Основателем Петербурга является Петр I (30 мая 1672, Москва – 28 января 1725, Петербург) – первый российский император. (Даты – по старому стилю).
 
16 мая 1703 русским царем Петром I на отвоеванных у шведов землях была заложена крепость. Название новому городу – Санкт-Петербург – было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра.
 
Петр I хотел связать Россию с Европой, и новый город был частью этого плана.
С 1712 года Санкт-Петербург провозглашается столицей Российской империи.
 
Здания XVIII века построены вдоль многочисленных каналов, вырытых, чтобы осушить землю, и разбивших город на более чем 100 островов. Однако, острова, открытые морю и ветру, размывались, иные исчезали при прокладке каналов или сливались воедино при засыпке водотоков...
К середине XX века на гидрографической карте Петербурга осталось всего 42 острова.
  
* * *
 
"Петербург – небесная симфония"
 
Вседержитель властью вдохновения
рисовал таинственный сюжет...
на холсте исчезновеньем времени
проявился Царственный портрет –
 
рукотворной власти очертания –
Петербург торжественной судьбы...
Петр Первый здесь возводит здания
как венец душевной красоты...
 
здесь хранится Русская История
в европейском замысле Царя...
Петербург – небесная симфония
с именем апостола Петра.
                                                                                                     8 июня 2010
 
* * *
 
Золотая риза Петербурга...
синий цвет осенней красоты...
в отблеске ночного перламутра
отразилась проповедь любви –
 
из молчанья сотканной Вселенной
проявился город над Невой
вестью бесконечно драгоценной
о любви возвышенной, святой...
 
на мгновенье прикоснусь я чуда
воплощенья чувства и мечты...
золотою ризой Петербурга
подарю тебе мои стихи...
                                                                                                     6 апреля 2009
 
* * *
 
Санкт-Петербург – прекрасный город,
причастный Вечной Красоте!
здесь вдохновения просторы
и радость творческой душе!
 
Санкт-Петербург дарует сердцу
святое чувство Красоты!
здесь драгоценное наследство
взаимной радости Любви!
 
Санкт-Петербург строкой словесной
да будет жить во все века! ...
судьбой воистину чудесной
с тобой останусь навсегда.
                                                                                                     27 мая 2012


 
 

Из истории наводнений: годы 1824, 1924, 2024 (?). По материалам

научных исследований о возможном землетрясении. Дамба.

 
Связь судьбы Петербурга со стихией воды очевидна.
Петр Первый созидал Петербург, борясь с болотами, наводнениями, стихией Невы.
Во время наводнения 1724 года Петр Первый спасает тонущих: "...буря была отчасти причиной смерти Петра Великого в январе следующего 1725 года. Он, уже больной, спасал утопающих у берегов Лахты, простуда ожесточила недуг государя".
 
Крупнейшие наводнения произошли в 1777, 1824 и 1924 годах, причем последние два с разницей в сто лет.
 
                         ...еще сто лет... и Колесо Истории,
                         скрипя страданьями, взойдет в последний путь...
                         ЧТО жизнь людей в пространстве мироздания? ...
                         даруй нам Бог постичь святую суть.
                                                                                                     2009
 
Самое разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга произошло 7 ноября 1824 года. Вода в реке Неве и каналах поднялась выше ординара на 4 метра.
Поэт Александр Пушкин в этот месяц не был в Петербурге, но великое бедствие стало темой поэмы "Медный всадник". Пушкин документально воспроизвел картину петербургского потопа, о чем сообщил в предисловии.
 
Последнее катастрофическое наводнение произошло в Ленинграде 23 сентября 1924 года. Подъем воды достиг уровня 3,8 метра выше ординара.
 
Зам. ген. директора комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга (дамбы) Игорь Полищук:
"Предыдущее серьезное разрушительное НАВОДНЕНИЕ было в Петербурге в 1924 году, а перед ним в 1824-м. Если подобное повторится, то не раньше 2024 года, наверное" (статья 2018 г. fontanka.ru "Подмоченная защита. Почему наводнение 2018 года заставляет смотреть на дамбу по-новому").

Наводнения в Петербурге случаются часто. Но может ли быть землетрясение?
 
"О том, что Петербург в 2023 – 2024 годах ожидает сильное ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, сообщил учёный-геофизик, руководитель лаборатории в международном центре геофизических прогнозов Виктор Боков.
 
Вся территория исторической части Петербурга находится на слабых глинистых грунтах – донных осадках древнего Балтийского моря под слоем поверхностных песков. Такие грунты обладают коварными свойствами: даже при незначительном на них воздействии быстро утрачивают твердую консистенцию и переходят в "сметанообразное" состояние.
Строители Петербурга хорошо понимали, сколь опасно строить массивные сооружения на таких ненадежных почвах, поэтому в Северной Венеции и формировалась принципиально горизонтальная линия застройки.
В новейшее время при строительстве метро тоннели питерской подземки пришлось уводить на самую большую в мире (!) глубину.
 
Есть мнение, что в Санкт-Петербурге может произойти землетрясение, которое принесёт городу большие разрушения. C 2000 года эти идеи получили научное объяснение в исследованиях института физики Земли.
В современных условиях даже небольшое землетрясение может создать проблемы, так как на неустойчивых грунтах сильнее ощущаются подземные толчки.
 
Санкт-Петербург находится в зоне с сейсмическими воздействиями 6 баллов по шкале MSK-64, что является более опасной зоной по сравнению с территорией Москвы.
 
Некоторые ученые давно предупреждают о том, что городу на Неве угрожает землетрясение страшной силы, поскольку он расположен на разломе земной коры.
 
Петербург уникален в геологическом отношении. Он находится на стыке двух геологических структур – Балтийского щита и Русской платформы, через него проходят четыре тектонических разлома.
 
ДАМБА – комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений – была возведена в 2011 году.
Дамба защищает Петербург при подъеме воды до 4,2 метра выше ординара.
 
Плотина длиной около 17 км соединила Петербург и Кронштадт – город-порт на острове.
 
Петербургский ученый-сейсмолог Виктор Боков в интервью "Российской газете" сказал:
"Любое водохранилище рассчитано на определенный уровень воды. Если же он будет превышен, земная кора в районе Кронштадта может лопнуть. В этом случае произойдет землетрясение. Ситуация усугубляется еще и тем, что Кронштадт расположен в зоне тектонических разломов".
 
Колебания земли, подземные толчки раскачивают воду. После землетрясения на берег может обрушиться высокая волна или целая серия волн. В мире известны трагедии, когда в результате землетрясения возникло мощное цунами, которое привело к гибели сотен тысяч человек.
 
Еще одна версия необычного природного явления подземных толчков в Петербурге – основана на аномально снежной зиме и жарком лете. Под землей из-за очень жаркого лета образовались пустоты, вся влага в условиях 30 градусов жары испарилась. В результате происходит так называемое "схлапывание подземных пустот".
 
Учёный-геофизик, руководитель лаборатории в международном центре геофизических прогнозов Виктор Боков сообщил о том, что Петербург в 2023 – 2024 годах ожидает сильное землетрясение:
"За счёт дамбы возникает искусственная водяная гора. Дамба препятствует движению воды, возникает на короткое время большой подъём воды, и эта водяная гора упирается в дамбу. Тектонические разломы на дне Финского залива сейчас более-менее спокойны. Тем не менее, когда будет большой нагон воды и она упрётся в дамбу, то возникнет большое напряжение на земную кору, которого она до этого не испытывала. Мы насчитали 600 миллионов тонн дополнительной нагрузки. Это может привести к подземным толчкам.
Предсказания Бокова о землетрясениях по всему миру ранее неоднократно сбывались. Подтвердились прогнозы учёного о возникновении крупнейших толчков в Турции, Алжире, Марокко, Японии, Непале и других странах" (статья 27 сент. 2016. life.ru).


 

О рассказе А.С. Грина (1880 –1932) "Земля и вода"

 
Фантастический рассказ "Земля и вода" был написан Александром Грином в Петрограде в 1914 году, впервые издан в журнале "Аргус", № 14, в феврале 1914 года.
 
В августе 1914 года в связи с началом Первой мировой войны на волне патриотических и антинемецких настроений Санкт-Петербург по указу Императора Николая II был переименован в Петроград.
Стало быть, рассказ "Земля и вода" родился "на стыке" двух имен города и "на разломе" мирного и военного времени.
 
Напомню о именах Санкт-Петербурга с начала основания города: 
1703 – 1914  — Санкт-Петербург. 
1914 – 1924  — Петроград.
1924 – 1991  — Ленинград.
В 1991 году город вновь обрел имя Санкт-Петербург.
 
По сути рассказ "Земля и вода" это драма о неразделенной любви. Однако, композиционный центр рассказа – страшное, разрушительное для Петербурга землетрясение, именуемое Грином "Невская трещина", произошедшее вместе с наводнением!
Рассказ впечатляет, волнует, как яркая фантастика, мистическое прозрение, интуитивное предчувствие, или пророчество о гибели Петербурга?!
 
В рассказе названа дата страшного события – 29 июня, а по новому стилю, принятому с 14 февраля 1918 года, это 12 июля.
В этот день Русская Православная Церковь отмечает День апостолов Петра и Павла.

Петропавловский собор был возведен на месте стоявшей на Заячьем (Веселом) острове деревянной церкви, заложенной Царем Петром Первым 29 июня 1703 года во имя апостолов Петра и Павла, то есть в день святых апостолов Петра и Павла.
 
Рассказ-катастрофа "Земля и вода" – о землетрясении и наводнении в Петербурге, уничтожившем город. Словно "апокалипсическое видение", описание трагедии потрясает.
Повествование автора, как изложение событий в дневнике человеком, который непосредственно пережил и ярко описал весь ужас гибели исторического центра Петербурга.
Писатель Грин не случайно называет адрес дома, в котором жил чудом спасшийся герой рассказа: "на Невском проспекте между Знаменской и Надеждинской", Грин соединяет два слова – знамение и надежда.
Историческая "советская судьба" улиц, названных в рассказе, обращает на себя внимание:
— Знаменская улица, названная в честь иконы Знамение Богородицы, ... в 1923 году была переименована в улицу Восстания. Знаменская церковь была разобрана в начале 1941 года. В 1955 году на месте церкви был открыт наземный вестибюль станции метро "Площадь Восстания".
— Надеждинская улица в 1936 году была переименована в честь русского советского поэта, "певца революции", Владимира Маяковского (1893 – 1930, суицид).

— Улица Малая Конюшенная – с 1918 по 1991 год улица носила имя Софьи Перовской, руководившей убийством Александра II. 

— Улица Гоголя – историческое название Малая Морская улица возвращено в 1993 году. 

— Николаевский вокзал – Московский вокзал с 1930 года.
— Екатерининский канал в 1923 году был переименован в Грибоедовский, в честь русского драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова.


 
Ф Р А Г М Е Н Т Ы

из рассказа А.С. Грина "Земля и вода":
 
"Меня как бы ударили по ногам. Я упал, ссадив локоть, поднялся и растерянно посмотрел вокруг. Часть прохожих остановилась, из ворот выбежал дворник и тоже остановился, смотря мне в глаза. Я шатался. Вокруг, звеня, лопались, осыпаясь, стекла. Оглушительное сердцебиение заставило меня жадно и глубоко вздохнуть. Мягкий, решительный толчок снизу повторился, отдавшись во всем теле, и я увидел, что мостовая шевелится. Булыжники, поворачиваясь и расходясь, выскакивали из гнезд с глухим стуком. Толпа побежала. .....
 
С купола Исаакиевского собора кружась неслись вниз темные фигуры – град статуй, поражая землю гулом ударов. Купол осел, разваливаясь; колонны падали одна за другой, рухнули фронтоны, обломки их мчались мимо меня, разбивая стекла подвальных этажей. Вихрь пыли обжег лицо.
 
Грохот, напоминающий пушечную канонаду, раздавался по всем направлениям; это падали, равняясь с землей, дома. К потрясающему рассудок гулу присоединился другой, растущий с силой лавины, – вопль погибающего Петербурга. Фасад серого дома на Адмиралтейском проспекте выгнулся, разорвал скрепы и лег пыльным обвалом, раскрыв клетки квартир, – богатая обстановка их показалась в глубине каждого помещения. Я выбежал на полутемную от пыли Морскую, разрушенную почти сплошь на всем ее протяжении: груды камней, заваливая мостовую, подымались со всех сторон. .....
 
Я бежал среди обезумевших, мертвых и раненых. Невский проспект трудно было узнать. Адмиралтейский шпиц (имеется ввиду шпиль Адмиралтейства) исчез. На месте Полицейского моста (совр. Зелёный мост) блестела Мойка, вода захлестывала набережную, разливаясь далеко по мостовой. Движение здесь достигло неслыханных размеров. Десятки трамвайных вагонов, сойдя с рельс, загораживали проход, пожарные команды топтались на месте, гремя лестницами и крючьями, дрожали стиснутые потоком людей автомобили, лошади становились на дыбы, а люди, спасаясь или разыскивая друг друга, перелезали вагоны, ныряли под лошадей или, сжав кулаки, прокладывали дорогу ударами. Некоторые дома еще держались, но угрожали падением. Дом на углу улицы Гоголя обвалился до нижнего этажа, балки и потолки навесами торчали со всех сторон, под ногами хрустели стекла, фарфор, картины, ящики с красками, электрические лампы, посуда.  .....
 
Я не понимаю, как уцелело бесконечное множество людей, запрудивших улицы. Их было почти столько же, сколько трупов, пробираться между которыми было не так легко. Избегая ступать по мертвым и ползающим с раздробленными ногами, я проваливался в нагромождениях стропил, досок и кирпичей, рискуя сломать шею. Громадные исковерканные вывески гнулись подо мной с характерным железным стоном. С поникших, а местами упавших трамвайных столбов паутиной висела проволока, останавливая бегущих; как я узнал после, электрический ток в момент начала гибели Петербурга был выключен.  .....
 
Я видел и запоминал лишь то, что, по необъяснимому капризу внимания, бросалось в глаза; все остальное напоминало игру теней листвы, бесследно пропадая для памяти, лишь только я обращал взгляд на другие явления. Мало кто смотрел вниз, лица почти всех были обращены к небу, как будто дальнейшее зависело от голубого пространства, жуткого в своей ясной недостижимости. .....
 
О, боже, о боже мой!" – ревело вокруг меня, соединившего свой крик с общим неистовством гибели. По колени в воде я остановился на краю набережной, скинул пиджак и поплыл на другую сторону. Волнение с зловещим глухим плеском бросало меня вперед, назад и опять вперед, пока я среди других плывущих не уцепился за остатки моста. Я вылез на мостовую и побежал, стремясь к Михайловскому скверу, где в случае нового сотрясения почвы площадь могла послужить некоторой защитой от падающих вокруг зданий.  .....
 
...я болезненно хотел знать, как выглядит дом на Невском проспекте между Знаменской и Надеждинской: в этом доме я жил. ...
 
У Малой Конюшенной я увидел священника, немолодого, с утомленно-полузакрытыми глазами полного человека без шляпы; он стоял на упавшем ребром обломке стены и, прижимая к груди ярко блестевший крест, говорил громким повелительным голосом: "Пришло время. Время… Если вы понимаете…" Он повторял эти слова как бы в раздумьи. .....
 
Я находился теперь около Казанского сквера. Земля время от времени легонько подталкивала снизу опрокинутый город, как бы держа его на весу в минутном раздумьи. Таинственный трепет земли, напоминающий внезапный порыв ветра в лесу, когда шумит, струясь и затихая, листва, возобновлялся с ничтожными перерывами. В красной пыли развалин, скрывающей горизонт, медленно ползли тучи дыма вспыхивающих пожаров. Казанский собор рассыпался, завалил канал; та же участь постигла прилегающие кварталы. Скопление народа остановило меня.
 
В этот момент мне довелось увидеть и пережить то, что теперь в истории этого землетрясения известно под именем "Невской трещины". Я стал падать, не чувствуя под ногами земли, и, перевернувшись на месте, сунулся лицом в камни, но тотчас же вскочил и увидел, что падение было общим, – никто не устоял на ногах. Вслед за этим звук, напоминающий мрачный глубокий вздох, пронесся от Невы до Николаевского вокзала, буквально расколов город с левой стороны Невского. Застыв на месте, я видел ползущий в недра земли обвал; люди, уцелевшие стены домов, экипажи, трупы и лошади, сваливаясь, исчезали в зияющей пустоте мрака с быстротой движения водопада. Разорванная земля тряслась.
 
– Это сон! – закричал я; слезы текли по моим щекам. Я вспомнил, что после Мексиканского землетрясения меня душил ночью кошмар – свирепые образы всеобщего разрушения; тогда снилось мне в черном небе огненное лицо бога, окруженное молниями, и это было самое страшное. Я смотрел вверх с глухой надеждой, но небо, отливавшее теперь тусклым свинцовым блеском, было небом действительности и отчаяния.
 
Оглянувшись назад, я, к величайшему удивлению своему, заметил одноцветную темную толпу с темными лицами, тесным рядом взбегающую на отдаленные груды камней, подобно солдатам, кинувшимся в атаку; за странной, так легко и быстро движущейся этой толпой не было ничего видно, кроме темной же, обнимающей горизонт, массы; это мчалась вода. Различив наконец белый узор гребней, я отказываюсь дать отчет в том, как и в течение какого времени я очутился на вершине полуразрушенного фасада дома по набережной Екатерининского канала, – этого я не помню. (В 1923 году канал был переименован в честь русского драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова).
 
Я лежал плашмя, уцепившись за карниз, на острых выбоинах. Снизу, угрожая размыть фундамент, вскакивая и падая, с шумом, наводящим смертельное оцепенение, затопляя все видимое, рылись волны. Вода, разбегаясь крутящимися воронками, ринулась по всем направлениям; мутная, черная в тени, поверхность ее мчала головы утопающих, бревна, экипажи, дрова, барки и лодки. Ровный гул убегающих глубоких потоков заглушил все; в неистовом торжестве его вспыхивали горем смерти пронзительные крики людей, захваченных наводнением. Вокруг, на уровне моих глаз, вблизи и вдали, виднелись по редким островкам стен ускользнувшие от воды жители. Высоко над головой парили гатчинские аэропланы. Уровень губительного разлива поднимался незаметно, но быстро; между тем казалось, что стена, на которой лежу я, оседает в кипящую глубину. Я более не надеялся, ожидая смерти, и потерял сознание"

(конец фрагментов из рассказа Грина). 

 

 

Что ожидает Петербург?

 
Блаженная Пелагия Рязанская (местночтимая святая Рязанской епархии) на вопрос: "Что будет с Санкт-Петербургом?" ответила: "Так будет называться море!".
 
О том, что Петербург "весь уйдет под воду" можно прочесть в пророчествах схиархимандрита Христофора старца Тульского (1905 – 1996).
 
Об этом говорила и схимонахиня Нила (ум. 1999 г.).
 
Русский поэт Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 –1841).
В своих "Воспоминаниях" В. А. Соллогуб писал: "Лермонтов, одаренный большими самородными способностями к живописи, как и к поэзии, любил чертить пером и даже кистью вид разъяренного моря, из-за которого подымалась оконечность Александровской колонны с венчающим ее ангелом".
 
Стихи, как предчувствие трагедии Петербурга...
 
 
* * *
 
...где город был, там ныне нет следа,
цивилизации исчезли письмена,
лишь черный ветер над землей уныло
взметает прах, и древняя могила
зловещей тишиной лежит во мраке...
здесь день давно исчез,
и в черном фраке
скупая бродит ночь –
холодною луной разлила
печальный сумрак тусклого свеченья...
здесь вход всегда открыт для посещенья,
но лишь отчаянье – усталый путник –
желанный гость.
 
...печаль моя! зачем ты ныне
рисуешь образы и тени кистью мрачной?
 
...что жизнь моя? в миру я так слепа...
 
где город был, там нет теперь следа,
здесь прах надежды, боль желаний,
и ветер смерти крыльями страданий
кружится, словно ворон, непрестанно..
 
мне выбраться из круга столь желанно!
 
...на помощь звать кого, и где причина
сей замкнутой судьбы? ...
когда повинна –
пусть будет высший суд...
но если нет преград
мне слышать свыше голоса и песен звуки,
преображать размерами стиха
поток словесных рек, –
зачем мирские муки?
 
зачем дано мне звание поэта?
ужели с тем, чтоб в поисках Рассвета
всю жизнь смирять страданием одним,
не смея голос мой возвысить средь людей?
каких еще идей
и чувственных портретов мне рисовать строкой?
тому ли жизнь – ценой?
                                                                                                     ок. 1993. Петербург
 
* * *
 
"О Петербурге,
на рассказ А. Грина "Земля и вода", 1914 года"
 
...звучат стихи мои невольно,
как словно сердцу вопреки,
и я шепчу себе: довольно
смотреть на берега Невы,
 
где словно судеб преломленье –
земля, вода, огонь и мрак,
рассказ-пророчество-знаменье,
писатель Грин и Петроград...
 
пред страшной участью смиряюсь,
и с неизбежностью судьбы
в рассказе Грина я встречаюсь
душой – с предчувствием беды,
 
когда писатель вдохновленный
желать не мог, но написал
рассказ воистину прискорбный
и день трагичный предсказал...
                                                                                                     16 января 2015
                                                              За месяц до отъезда из Петербурга в Болгарию
 
* * *
 
...исчез, как призрак, рукотворный город –
нерукотворной силой сокрушен...
душевной красотой он был мне дорог,
как дорог сердцу свод святых икон...
 
разрушен мир дворцов великолепных,
чудесных замков, праздничных мостов,
творенье архитекторов известных,
хранитель славы творческих умов...
 
теперь прощай! безумной, страшной силой
разверзлась пропасть, город смыт волной...
и лишь стихи звучат бессмертной лирой,
храня в строках прекрасный образ твой...

                                                                                                     25 апреля 2018. Болгария
 
* * *
 
Название стиха и словосочетания, взятые в кавычки, – из рассказа А.С. Грина “Земля и вода”.
 
 
“Невская трещина”
 
Чайки, чайки! они ощутили
“таинственный трепет земли” –
над Невским проспектом кружили
предвестием страшной беды...
 
вот, “опрокинутый город”,
“сползающий в недра земли”,
собор, что был сердцу дорог,
купола, лампады, кресты...
 
“в красной пыли развалин”
мчалась волнами Нева,
казалось, слова звучали:
РЕКВИЕМ СУДНОГО ДНЯ.
                                                                                                     19 июня 2005. Петербург
 
* * *
 
"Алые паруса" – повесть-феерия Александра Грина (1880 – 1932) о вере в чудо, о возвышенной мечте, о красоте женского сердца.
 Первые заметки, относящиеся к "Алым парусам", Александр Грин начал делать в 1916 году. Феерия "Алые паруса" была окончена Грином в апреле 1921 года, в Петрограде, на Мойке, в Доме искусств.  
 
Из повести, описание Ассоль:
"Бессознательно, путем своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество эфирнотонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло. Иногда – и это продолжалось ряд дней – она даже перерождалась; физическое противостояние жизни проваливалось, как тишина в ударе смычка, и все, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности".
 
 
"Грин. Ассоль. Петербург"
 
…казался покинутым местом
город, что прежде был близок
дыханием жизни под сердцем,
божественно-творческим ликом…
 
родной и пронзительно гордый,
всем чувствам поэта открытый, –
казался покинутым город,
осколками сердца разбитый…
 
сквозь ветер холодного моря
трагично на праздничном Невском,
иллюзии музыки вторя,
скрипач расставался с оркестром…
                                                                                                     14 декабря 2015. Болгария
 
* * *
 
Стих на 100-летие рассказа Александра Грина "Земля и вода", Петроград, 1914 год.
 
"Невская трещина"
 
...исчезли улицы – всей красотой старинной
во прахе вечности навек погребены...
где прежде город был чудесный, дивный,
там уцелели в памяти стихи...
 
и “Невской трещиной” предчувствие пророка,
мрак преисподней воплотив в рассказ,
звучит для нас неистово, жестоко,
на покаяние призвав в последний раз...
 
...сто лет назад страницами листая
запечатленный вдохновеньем мир,
к моей душе сквозь время обращаясь,
из Петрограда Александр Грин...
                                                                                                     23 марта 2014. Петербург
 
* * *
 
Образы стихотворения: Зимний Дворец, Ангел и Арка на Дворцовой площади.
 
Русский поэт Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 –1841).
В своих "Воспоминаниях" В. А. Соллогуб писал: "Лермонтов, одаренный большими самородными способностями к живописи, как и к поэзии, любил чертить пером и даже кистью вид разъяренного моря, из-за которого подымалась оконечность Александровской колонны с венчающим ее ангелом".
 
В 1834 году по проекту архитектора Монферрана в память о победе русских войск над армией Наполеона была открыта Александровская колонна. Названа в честь императора Александра I, правившего в 1801 – 1825 годы в период войн  с Наполеоном. Колонна увенчана фигурой АНГЕЛА С КРЕСТОМ, попирающего крестом змею – символ победы добра над злом. Голова ангела склонена к земле, так, что снизу видно его лицо.
Это самая высокая в мире  свободностоящая триумфальная колонна (стоит только под действием силы тяжести, вес 600 тонн), вырублена из гранитного монолита. Общая высота памятника – 47,5 м.
 
Грандиозная Арка находится в середине здания Главного штаба, полукруглый протяженный фасад длинной 580 метров – самый длинный фасад здания в мире. Арка украшена скульптурной композицией "Колесница Славы" с фигурами воинов и колесницей крылатой богини Победы.  
 
 
...что ожидает Петербург? ...
Дворец на площади Дворцовой
или воды смертельный круг
увидит АНГЕЛ-НАД-КОЛОННОЙ? ...
 
на мост Дворцовый над Невой
поднялись вспененные воды,
безумной устремясь волной
сквозь Арки каменные своды...
 
вот, Ангела последний взгляд,
с крестом, дарующим спасенье...
Санкт-Петербург и Петроград,
Петра прекрасное творенье...
                                                                                                    8 августа 2012. Петербург

 

 

Заключение (не полностью)

"Две судьбы, два преломленья, словно линии креста..."

 

Предсказания и пророчества о гибели Петербурга часто связывают с недоброжелателями, злыми людьми, которые хотят видеть прекрасный город поверженным, уничтоженным, как и все Красивое.
 
Однако разве можно, прочитав пророчество святого Иоанна Кронштадтского (1829 – 1908) о том, что "Страшный Суд ждет человечество", связать эти слова с желанием пророка видеть гибель людей?!
– "Как люди измельчали, принизились, развратились, утратив совершенно дух христианский, и стали язычниками, а иногда и хуже их по животному образу жизни. К такому состоянию нравов привела нашу интеллигенцию и отчасти простой народ разнузданная печать. Долго она домогалась полной свободы и наконец достучалась. Так или иначе, но этот серп пожнет нас. Страшный Суд ждет человечество".
 
Любя Россию, святой пророк обличал людей в их злых делах и предсказал последствия, ожидающие людей за ложь, зло, разврат, воровство, жестокость сердца; пророк описал картину грядущей духовной и социальной катастрофы.
 
*

Я написала десятки стихов о Санкт-Петербурге. Мои стихи о красоте города, о дворцах, мостах, соборах... излучают любовь, раскрывают сокровенную Ценность города.
В школьные годы я жила с родителями в самом центре Петербурга (Ленинграда), на Большой Конюшенной улице. Моя дочь Кристина родилась в Петербурге в пятом поколении, стала художницей и дизайнером, нарисовала рисунки картины Петербурга. 
Я написала песни: "Петербург" (1996 г.), "Петербургское танго" (1992 г.), "Осенний блюз в Петербурге" (1992 г.).
В 2021 году в Болгарии я создала о старом Летнем саде фото-клип "Петербургский сон", с моими стихами, а также рисунки, графика, картины Кристины. Также создала фото-клип на мою песню 

"Петербургское танго", с моими фотографиями Петербурга, картинами и рисунками Кристины.
 

Мне видится, что, когда человек не дорожит красотой Петербурга, не уважает город, созданный творчеством и трудами талантливых, боговдохновленных людей, разрушает и оскверняет памятники архитектуры, то своим бездушным отношением к Петербургу оставляет своим потомкам мрачное будущее, в котором нет места Красоте, Вдохновению, высокому Творчеству.
 
В 1991 году городу вернулось историческое имя Санкт-Петербург.
В 1991 году в 33 года я вернулась к творчеству, стала писать стихи и песни. 
Я выступала в шоу и фестивалях, а также с сольными концертами, с моей авторской программой. Мои концерты и жизнь вызвали интерес журналистов, обо мне рассказывали на телевидении и радио. 
Однако некто очень властный создал запрет на мою творческую деятельность в Петербурге, закрыл для меня все возможности появляться на телевидении и радио, на сцене. Последнее выступление – ТВ фестиваль летом 1997 года. 
Весной 1998 года я и дети-школьники (!) остались без квартиры и прописки в Петербурге. В биографии я немного пишу об этом.
Я и дети продолжили жить в родном Петербурге, снимая квартиры.
С 2008 года мы стали жить вдвоем с Кристиной, тогда мне было 50 лет, Кристине 25.
Наша с дочерью жизнь это реальное выживание двух талантливых женщин. Иначе, как изгнанием из Петербурга, всё произошедшее с нами, не назвать.
Весной 2015 года мы переехали в Болгарию. По сей день (2023 год) я и дочь живем вдвоем, снимаем жилье, и не имеем никакого имущества.
 
... В Петербурге я чувствовала боль, потому что видела, как меняется в худшую сторону отношение власть имущих и простых людей к Ценности культурной столицы России.
Внешне Петербург украшался, возродились храмы, соборы...
Но что ныне с храмом человеческой души?
Молодое поколение питерцев запросто изъясняется матом, грязными словами; ... в 2008 году был закрыт на реставрацию Летний сад, подлинники скульптур заменили посредственными копиями из материала, устойчивого к вандалам (!);  ... в центре Петербурга молодежь, чтобы сделать селфи, влезает на памятники подобно дикарям; ...на Банковском мостике с крыльев грифонов соскабливают – примета "для богатства" – золотое покрытие...
Больно даже записывать все то, что видела своими глазами, когда в последние несколько лет мы с дочерью снимали квартиры в центре на Казанской и Пушкинской улицах.
 
Мы очень любили родной Санкт-Петербург! Красивые стихи, картины – плоды и дары нашей искренней, бескорыстной любви.
 

3 сентября 2002 года в тонком сне я видела Петербург в разломах, руинах и пыли развалин. Уцелела часть дома, в котором я жила в детстве, на Большой Конюшенной 19. На обломках сидел Ангел с белыми крыльями, и он пел песню. Я была потрясена сном, и я в точности запомнила слова очень простой песни, в частности: "...весь мир вокруг сошел с ума, едва ли в этом вся беда, беда людей совсем в ином: они забыли Отчий Дом... людей оставила любовь, и на Земле осталась ложь, пустая ЛОЖЬ вошла в сердца, закрылись двери, нет ключа". ...
 
Пророчество св. Серафима Вырицкого (1866 – 1949):

"Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет ЦАРСТВО ЛЖИ И ЗЛА". 
  
* * *
 
"В Европу прорубить ОКНО" – крылатая фраза из поэмы А. С. Пушкина "Медный всадник" – основание Петром I города Санкт-Петербурга в 1703 году. 

 
Для строительства Спаса на Крови был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Проект был одобрен императором 29 июня (11 июля, н. ст.) 1883 года.
 
 
"Санкт-Петербург"
 
...город разрушенных зданий,
призрак во мраке ночном –
Санкт-Петербург в белом фраке
исчез за разбитым ОКНОМ...
 
движутся черные тени
на свитке Петровской мечты...
когда-то здесь были ступени,
ведущие в Спас на Крови...
 
исчез рукотворный, красивый,
музейный, с трагичной судьбой...
останется книгой раскрытой,
стихов вдохновенной строкой...
                                                                                          11 июля 2022. Болгария, Бургас


 
"Петербург АРХИВНЫЙ", Петербург, как собрание памятников архитектуры; Петербург, с которым остались навсегда связаны в истории России имена великих поэтов, писателей, художников...
Миллионы людей со всего мира и России посещают Санкт-Петербург, любуются "творением Петра", великим наследием талантливых архитекторов, создавших "Северную Венецию". Люди говорят о том, что чувствуют особый дух, присущий Петербургу, – и это верно! ведь Красота, запечатленная Петербургом, ИЗЛУЧАЕТСЯ, приносит радость и восхищение, как чудесная картина великого художника, как гениальная скульптура. Воистину "Санкт-Петербург – прекрасный город, причастный Вечной Красоте!" (стих 2012 г.), "...здесь хранится Русская История в европейском замысле Царя..." (стих 2010 г.) 
Однако лишенный внутреннего духа созидания Красоты и культуры, Петербург видится обреченным...

 


* * *
 
...ты помнишь меня, Петербург?
в прохладном ночном измерении,
в объятьях серебряных рук,
в чудесном моем вдохновении...
 
ты помнишь меня, Петербург?
в пространстве любви озарения,
в таинственном шепоте губ,
в звучании ветра осеннего?
 
ты помнишь меня, Петербург?
свечами, во храме горящими,
палитрой земных моих мук
и крыльями, в небо летящими...
 
ты помнишь меня, Петербург? ...
                                                                                                     22 августа 2009. Петербург
 
* * *
 
Петербург останется в стихах
серебром осеннего романса,
в золотых старинных кружевах
вечности поэзии пространства...
 
в тонких рифмах золотой струной
прозвучал посланием чудесным –
Петербург осенней красотой
остается вечно в моем сердце...
 
и Корабль таинственной мечты
у причала синей звездной дали
замер ожиданием любви
в небе золотыми парусами...
                                                                                                     19 июня 2008. Петербург
 
* * *
 
...прощай, старинный Петербург!
прощай, жемчужина России,
поэзии бесценный друг,
хранитель творческой святыни...
 
...как уберечь твой дивный взор,
что красотой пленяет сердце?
как сохранить любви простор –
Санкт-Петербургское НАСЛЕДСТВО?
 
...прощай, старинный и святой...
ты никогда не будешь прежним...
и только Ангел Золотой
крылом меня коснулся нежно...
                                                                                                     6 июня 2008. Петербург
 
* * *
 
"Поэт Света – Санкт-Петербург"
 
...прощай! я больше не увижу
твои печальные глаза,
и все же буду к тебе ближе,
чем я когда-нибудь ждала...
 
в стихах, как в жемчуге нарядном,
поэта-женщины портрет
пребудет на века желанным
там, где давно поэта нет...
 
прощай! ни строчкой светлых писем,
ни вздохом сердца издали,
ни высотой красивой мысли
НЕ ИЗМЕНЮ ТВОЕЙ СУДЬБЫ.
                                                                                                     25 ноября 2019. Болгария
 
* * *
 
"...в стихах и в сердце сохраняя свет"
 
...кто мне помог? кто именем поэта
в родном Санкт­-Петербурге дорожил? ...
стихи мои звучали вестью Света
и творчество Творец благословил...
 
кто рядом был, когда концы с концами
едва сводили с дочерью вдвоем? ...
кто ел мой хлеб, пропитанный слезами
и болью за всегда чужим столом? ...
 
в чужих квартирах жалости не знала –
здесь только алчность, жадности порок...
душа моя поэзией взлетала,
а город был пронзительно жесток...
 
стихов моих торжественная лира –
Санкт­-Петербурга праздничный венец! ...
и вся судьба поэта – не от мира,
сердечный дар благословил Творец...
 
стихи мои воистину прекрасны –
здесь путь души на солнечный рассвет...
вся жизнь моя ПОЭЗИИ причастна,
в стихах и в сердце сохраняя свет... 
                                                                                                     13 марта 2015. Болгария


   
* * *
 
После реконструкции 2008 года петербургский Летний сад стал совсем другим. Судить о том, что Сад утратил свой удивительный, уникальный дух, могут лишь те, кто в нем бывали до 2008 года.
История Летнего сада в Петербурге это история утраченной истинной Красоты сада, свободной, пространной, вдохновенной...
Как подлинники скульптур, замененные "из-за вандалов" (!) на плохие копии, так и сам сад весь оказался замененным на плохую копию.
В истории с утраченным старым Летним садом есть подобие и пророчество о печальной действительности и трагичном будущем Петербурга... 
 
 
...старый Летний сад осенний
мне приснился в тонком сне,
весь наполненный виденьем
о совсем иной судьбе...
 
не вернется сад просторный,
сад нарядный, кружевной,
восхитительный, свободный,
весь открытый, весь с душой...
 
две судьбы, два преломленья,
словно линии креста...
Летний сад и вдохновенье,
и бессмертный ритм стиха...
                                                                                                     26 января 2021
 
 
Труд-рассказ в прозе и стихах "НЕВСКАЯ ТРЕЩИНА" – трагедия Петербурга"
Санкт-Петербург, 2011 – Болгария, 2022.

 

 

 

 

 

 

.

СТИХИ О ПЕТЕРБУРГЕ