Official site Sveta Magnitskaya poetess, Kristina Magnitskaya artist designer

Света Магницкая Стихи

Православные рассказы

 
–––– Рассказ о встрече с иеромонахом Рафаилом (Нойка) в Часовне Блаженной Ксении Петербургской в 2007 г. 
"БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА РАДОСТЬ"
 
–––– События осени 2002 года и 2004 года. 
Фрагмент из НЕопубликованной на сайте "Истории моей жизни". 
"ПСКОВСКИЕ ИСТОРИИ"
 
–––– Рассказ о священниках, а наиболее о беседе с настоятелем храма святого Александра Невского в поселке Усть-Ижора Ленинградской области протоиереем о. Анатолием Мороз (1930 – 2020)..
"ВНИМАЯ ЖИЗНИ ПРАВЕДНОЙ"
 
–––– Памяти Федора Паторжинского (1901 – 1976), “Русский хор Фёдора Паторжинского".
 
–––– "ЦВЕТЫ НА СМЕРТЬ Патриарха Московского и всея Руси Алексия II"
Патриарх Алексий II  (1929 – 2008).
 
–––– "СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ протодиакона Свято-Троицкого собора
Александро-Невской лавры о. Василия Ципкало (1938 – 2010)"

 _____________________________
 
Рассказ о встрече с иеромонахом Рафаилом (Нойка) в Часовне Блаженной Ксении Петербургской.
Рассказ о событии, которое произошло со мной 19 июля 2007 года.
 
Сайт Православие.Ru: "Иеромонах Рафаил (Нойка).
Отец Рафаил – одна из крупнейших фигур в современном Православии. 
Родился в 1942-м году в семье румынского философа Константина Нойки. В 1950-е годы в возрасте 13 лет был вывезен матерью из социалистической Румынии на ее родину, в Англию. Вскоре он встречает там архимандрита Софрония (Сахарова), преемника преподобного Силуана Афонского. В 1965-м году принимает монашеский постриг и следующие 28 лет своей жизни подвизается в одном из монастырей графства Эссекс.
В 1993-м году, когда архимандрита Софрония не стало, отец Рафаил возвращается в Румынию и поселяется в уединенном скиту Лэзешть в Западных горах". 
  
БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА РАДОСТЬ
 
Санкт-Петербург. Солнечный день19 июля 2007 года. Мне почти 49 лет.
Я, дочь Кристина и сын Артем снимали однокомнатную квартиру по адресу: пр. Гагарина 53 – 96. 
После того, как весной 1998 года я и дети остались без жилья и прописки в родном Петербурге, мы снимали квартиры, и это была третья. 
 
С утра я отправилась в Часовню Блаженной Ксении Петербургской, где бывала довольно часто на молебнах.
По дороге к метро ко мне подошла женщина и спросила:
– Могу Вам сказать? 
 
– Говорите, – улыбнулась я, – иду в часовню святой Ксении, так что слушаю Вас.
 
Женщина перекрестилась, что само по себе было добрым знаком, и сказала:
– У тебя началась вторая судьба. Первую ты потеряла. Ну и ладно, в ней была боль и скорбь. А вторая судьба будет счастливая и радостная. В первой судьбе много беды тебе от зависти людей. 
Смотрю на тебя: красивая, одета хорошо, а денег у тебя нет. 
 
Женщина замолчала. После паузы очень так удивленно на меня посмотрела и сказала: 
– О, о! да у тебя вообще ничего нет! ничего не имеешь!
Но запомни: всё, что задумала, у тебя будет.
 
Подобные, казалось бы странные предсказания мне доводилось слышать и на улице и в церкви. Это были всегда особенные истории, но то, что случилось со мной в этот же день в Часовне Блаженной Ксении Петербургской, – история чудесная!  
 
Вот и Смоленское кладбище. Люди стояли в очередь далеко за Часовней. 
Четыре часа "за молебнами" – за здравие и за упокой – прошли для меня незаметно. 
Я стояла, как обычно, в первом ряду за спиной священника, читающего имена в записочках, и старательно подпевала: "Господи, помилуй".
 
В часовню вошла небольшая организованная группа людей, паломники миряне и монахи.
Среди них был монах по виду старец, хрупкий, невысокий, подвижный, с белой бородой, спадающей на грудь.
Он встал у гробницы Блаженной Ксении, взял пузырек с освященным на гробнице маслицем и начал помазание паломников, то есть маслом  изображается крест на лбу, символическое излияние Милости.
 
Я смотрела на монаха и ... любовалась (иного слова не найти), буквально очарованная всем в этом человеке. Батюшка просто светился радостью! Это была удивительная внутренняя духовная радость, очень спокойная и сильная.
Подумала: "Господи, он не такой как мы все, он светлый и радостный!". 
Дивный монах очень привлек мое сердце.
  
Вскоре он завершил помазание своей группы паломников и все они пошли на выход. 
Я была так восхищена батюшкой, что скорее поспешила к нему и поклонилась.
Он, улыбаясь, смотрел на меня.
А я сказала слова, которые, конечно же, запомнила:
– Батюшка, благословите меня на радость жизни!
 
Монах смотрел проникновенно и светло... У меня слезы навернулись. Неожиданно он прикоснулся своими тонкими пальчиками к моим щекам. Это было так странно, словно я была ребенок...
И благословил.
 
Некоторые люди в часовне, явно увлеченные моим порывом, также поспешили подойти под благословение.
 
Тогда я спросила у монаха, который был вместе со старцем:
– Скажите, кто этот дивный батюшка?
 
– Архимандрит Рафаил Нойка.
 
Я не расслышала фамилию. 
А на душе было очень радостно! И вновь подошла к отцу Рафаилу. Батюшка улыбался буквально лучезарно. На сбивчивые слова мои, которыми я хотела выразить душевную мою радость и благодарность, он ответил:
– Это все архимандрит Софроний Сахаров, я его духовный ученик.
 
И вновь я обрадовалась, потому что мне очень нравилась книга Софрония Сахарова "Видеть Бога как Он есть".
 
– Батюшка! благословите меня на радость жизни еще раз.
 
Отец Рафаил благословил, и руки мои подержал в своих ладонях... Очень улыбался, радостный человек, счастливый.
 
А потом другой монах при выходе из часовни сказал, что отец Рафаил живет в Румынии.
 
Хочу добавить,  что 19 июля 2007 года для меня осуществилась "нить благословений": 
св. Иоанн Кронштадский (1829 – 1908) — лично благословил св. Силуана Афонского (1866 – 1938); преемником св. Силуана стал архим. Софроний Сахаров (1896 – 1993), а его учеником стал иеромонах Рафаил Нойка (1942 г.р.).
 
P.S.
Читаю рассказ, смотрю на фото иеромонаха о. Рафаила на сайте www. pravoslavie.ru, – дивный он, с улыбкой ясной, с мудрым взглядом.
 
Что до моей жизни, то ныне в 64 года я точно знаю, что счастье и радость ЕСТЬ в моей жизни, какой бы тяжелой она не была, счастье и радость ЕСТЬ на всякий день, – это  неиссякаемый дар вдохновения, мое творчество, и моя чудесная талантливая дочь Кристина.
Слава Богу. 

 

_________________________________________________

События осени 2002 года и 2004 года.
 
Фрагмент из НЕопубликованной на сайте "Истории моей жизни".
  
ПСКОВСКИЕ ИСТОРИИ
 
 

Содержание:
2002 год: Псков, я и Кристина. Псково-Печерский монастырь и взаимные подарки от архимандрита Иоанна (Крестьянкина). На 40 дней памяти старца Николая Гурьянова, на острове Залита.
2004 год: были во Пскове несколько раз. Встреча с о. Олегом Тэором, настоятелем храма св. Александра Невского. Сын Артем работает и живет в гостинице при храме. В Пскове всей семьей. Остров Залита, Изборск, Выбуты. Печать в Петербурге акафистов святой Княгине Ольге для Псковского Крестного хода. Мы и Псково-Печерская икона Богородицы "Умиление" (двойное изображение). Кристина рисует картины.  

  
В 2002 году я и дочь Кристина впервые были в Пскове: 
с 28 сентября до 3 октября. Кристина была студенткой 3-го курса Петербургской Художественно-промышленной академии. 
Мы остановились в Пскове в гостинице на центральном проспекте. 
Каждый день ходили в Псковский Кремль и крепость. У нас на всю жизнь остались сильные и красивые впечатления.
 
Побывали в Псково-Печерском монастыре.
Мы подарили архимандриту Иоанну Крестьянкину (1910 – 2006), который был уже в затворе, рисунок Кристины нашего храма Воскресения Христова (у  Варшавского вокзала) и мой стих.
Отец Иоанн передал для нас подарки: две просфоры, книжку "Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)" и шоколадку “Слава”, с указанием съесть ее в монастыре возле колодца св. Фотинии (Светланы), а также передал большую просфору для протоиерея о. Николая Шорохова, в то время настоятеля храма Воскресения Христова.
 
Тогда же мы были на 40 дней памяти старца Николая Гурьянова (1909 – 2002), настоятеля храма св. Николая на острове Залита (Талабск). 
Добрались на остров и обратно с комфортом – на корабле на подводных крыльях. Это был единственный рейс, предназначенный только для "высоких гостей" и городской администрации, и нам просто повезло, что капитан судна взял нас на борт. 
 
Мы побывали в домике старца Николая Гурьянова.
На острове, ко взаимной радости, был священник нашего храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала) о. Сергий Окунев.
 
Когда мы ждали на пирсе обратного рейса корабля на подводных кральях, то незнакомый священник дал нам  иконочку св. Александра Невского. О том, что это был настоятель Псковского храма отец Олег Тэор (1944 г.р.), я узнала только через год. Это случилось так... Я была в гостях в Епархии у епархиального фотографа Юрия Петровича Костыгова и рассказала ему о поездке на остров, описала яркую внешность "батюшки в военных сапогах". Юрий Петрович показал мне фотографии из своей коллекции, и я сразу узнала священника.
Тогда я написала письмо о. Олегу. Скромная переписка была между нами с октября 2003 года до конца 2004 года.
 
В феврале 2004 года сын Артем, будучи 19-летнем актером Петербургского театра режиссера В.Э. Рецептера "Пушкинская школа", был в Пскове и Михайловском, где театр выступал со своими спектаклями.
В Пскове Артем первый раз встречается с настоятелем храма о. Олегом Тэором. 
Артем передал о. Олегу наши подарки, в частности, икону св. Ксении Петербургской, освященную в Часовне Блаженной Ксении.
Артем с разрешения отца Олега остался в Пскове после спектаклей и провел несколько дней при храме в гостинице (в отдельном доме большая комната, 8-10 кроватей).
Артем проводил время в духовном общении с о. Олегом и помогал в хозяйственных делах.
 
В июле 2004 года Артем вновь был с театром "Пушкинская школа" во Пскове. 7 июля после всех спектаклей Артем вновь остался в Пскове, в гостинице при храме. Мы передали в подарок о. Олегу шерстяной плед, (пишу об этом, потому что о. Олег рассказал Артему, как "на многие годы промерз", когда служил в церкви без отопления; поэтому и летом ходит в валенках или в сапогах).
Отец Олег разрешил Артему жить в гостинице бесплатно.
Артем писал нам в Петербург сообщения по телефону о том, что помогает о. Олегу, – разгрузил машину с досками, починил дверь, косил траву, рубил дрова, подбирал по страницам отпечатанные листы для книжки в домике о. Олега, выполнял прочие работы.
Артем побывал в Изборске, в Псково-Печерском монастыре, а 9 июля ездил вместе с о. Олегом в Выбуты. 
Артем очень хотел, чтобы мы тоже приехали в Псков.
 
И вот на выходные дни 17 и 18 июля 2004 года я, Кристина и муж Валерий приехали на машине мужа во Псков, где нас ждал Артем. 
Годами я и дети жили втроем... 
 
Дополню: 
Весной 1998 года я и дети-школьники (!) остались БЕЗ КВАРТИРЫ и ПРОПИСКИ в Петербурге. 
Чтобы лишить меня квартиры и питерской прописки, был использован мой муж (жил отдельно с 1993 года). Он сознательно обманул меня с документами, действуя в полном согласии с преступным замыслом неизвестного мне человека. 
Я и дети оказались прописаны в Ленобласти в далекой деревне Овсище в квартире. Мы там никогда не были, но было известно, что в квартире давно невозможно жить.
Факты показывают, что некто могущественный имел целью унизить меня, как женщину и творческую личность. Реализуя свой жестокий план, этот человек сначала лишил меня петербургской сцены, а затем поставил мою жизнь на грань выживания без имущества и жилья в Петербурге. 
Мои обращения в Высокие инстанции с просьбой разобраться в событиях не имели результата. 
Я и дети с 1998 года продолжили жить в родном Петербурге, снимая квартиры.
 
Тем не менее семья представляла для меня тогда в 2004 году ценность. Я старалась поддерживать дружеские отношения, поэтому пригласила мужа в поездку с нами в Псков. 
 
Мы привезли о. Олегу в подарок керамический чайный сервиз. Пишу об этом, потому что это был знак доверительного "семейного отношения" моей семьи к уважаемому нами батюшке.
Мы подарили о. Олегу для храма довольно большую Тихвинскую икону Богородицы, которая была приобретена в Петербурге в Казанском соборе в памятный день 6 июля: после исторического возвращения Тихвинской иконы в Россию икона несколько дней находилась в Казанском соборе, куда мы отстояли много часов. 
 
В Пскове всей семьей мы сначала побывали на острове Залита.
Это сложилось удачно, потому что одна из прислуживающих женщин зашла к отцу Олегу, увидела нас и сказала, что корабль на подводных крыльях сейчас отправляется на остров и есть свободные места. 
На острове мы сходили в домик старца Николая Гурьянова и на его могилу. 
 
Вернувшись с острова в Псков мы поехали в Псково-Печерский монастырь, были там в Успенском соборе.
Потом заехали в Изборск. Были в древнем Никольском соборе. Артем познакомил нас с двумя женщинами, которые жили в домике при соборе.
Совсем поздним вечером вернулись в Псков, ночевали в гостинице при храме.
 
На следующее утро пришли в домик о. Олега. Он сказал, что вот, 24 июля – день святой равноапостольной великой княгини Ольги, а 23 июля будет во Пскове Крестный ход и праздничное богослужение, очень нужны Акафисты, но пока еще не договорился о печати, во всех типографиях дорого.
Я спросила мужа, нет ли возможности отпечатать акафисты в типографии, где он работал управляющим. Тогда Валерий предложил о. Олегу оплатить только бумагу. Отец Олег обрадовался, на том и решили.
В домике о. Олега я сделала несколько фотографий на память.
 
У нас с собой была икона св. Александра Невского, приобретенная в Воинском храме св. Александра Невского. Отец Олег, предугадывая нашу просьбу, предложил подписать икону и написал: "Артемию, Христине, Светлане, Валерию на молитвенную память от Настоятеля воинского храма св. Александра Невского протоиерея Олега. 18 июля 2004 г. Богом хранимый град Псков".
 
Перед отъездом мы семьей побывали в Псковском Кремле.
 
Акафисты святой равноапостольной великой княгине Российской Ольге для Крестного Псковского хода и о. Олега были подготовлены нами в Петербурге в срок.
21 июля с утра до полуночи я и Артем (Кристина-студентка была на работе) трудились в типографии: мы подбирали печатные листы, скрепляли, подрезали, считали, упаковывали... Утром 22 июля мы передали с автобусом во Псков три коробки с тысячей экземпляров акафистов.
 
26 июля Артем всего на один день ездил из Петербурга во Псков к о. Олегу.
 
2 августа того же 2004 года я и Кристина приехали в Псков, куда ранее приехал Артем, он вновь жил при храме, в гостинице, помогал о. Олегу в разных делах.
В Пскове я и Кристина остановились, как и в первый раз в 2002 году, в гостинице в центре Пскова, хотя о. Олег предложил нам жить в гостинице при храме.
 
Кристина хотела рисовать Псковские места, имела с собой бумагу, сухую пастель, тушь. 
Отец Олег сказал, что прежде надо нарисовать заброшенный храм во имя св. Климента папы Римского, что на реке Великой. Батюшка попросил нарисовать церковь так, чтобы еще был виден вдали и Троицкий собор в Псковском Кремле.
Кристина нарисовала церковь, я написала стих.
Вечером нас на служебной машине, что при Воинском храме, отвезли в Выбуты. Кристина там нарисовала церковь Ильи Пророка XV века.
 
5 августа я и Кристина и Артем были в Изборске. Кристина рисовала, а я и Артем сходили на источники Словенские Ключи.
  
 
Псково-Печерская икона Богородицы "Умиление".
 
Когда вечером мы вернулись в Псков, то я и Кристина пошли к о. Олегу. Мы застали его беседующим с двумя женщинами, которые принесли в ему подарок довольно большую и старого вида икону, это была икона "Умиление" Псково-Печерский Образ Богородицы (Богоматерь вместе с  Младенцем Христом). Отец Олег взял у женщин икону и отдал ее нам. При этом о. Олег сказал, чтобы мы заплатили женщинам символическую сумму. Мы так и поступили, и взяли икону. 
По возвращении в Петербург мы обнаружили, что икона имела верхнее, позднее изображение, которое мы с Кристиной аккуратно сняли. Под ним оказалось первое изображение!  
Икона, по моей просьбе, была осмотрена реставратором, сотрудником Эрмитажа. Он датировал икону, как написанную не позднее середины ХIХ века, причем на доске, которая была более старая.
В конце января 2014 года, перед отъездом в Болгарию мы отнесли икону в часовню Владимирского собора на Владимирском проспекте.
 
 
6 августа 2004 года я, Кристина и Артем вернулись в Петербург. Вскоре я и Кристина подготовили проект издания, отпечатанный макет (!) книги Светланы и Кристины Магницких "Псков и Санкт-Петербург в стихах и рисунках". Идея книги ранее в Пскове была поддержана и одобрена о. Олегом.
 
12 – 13 сентября Артем был в Пскове. Переданный мною макет книги о. Олегу весьма понравился, он назвал издание книги делом очень полезным и нужным. Олег Тэор предложил и передал нам для публикации в этой книге свои фотографии с разными известными людьми, политиками и военными.
К сожалению, красивый культурный художественно-поэтический проект книги не был осуществлен, и в этом нет моей вины.
 
В начале февраля 2005 года весьма неожиданно для меня и детей наши отношения и моя переписка с о. Олегом Тэором окончились. Распространяться об этом подробнее не считаю себя в праве.
 
Кристина нарисовала семь картин: Псковский Кремль, Церковь Ильи Пророка (XV век) в Выбутах,  Воинский храм в Пскове, Изборск...
Летом 2014 года самая большая картина "Псковская фантазия" была приобретена в частную коллекцию в Петербурге.


 _________________________________________________
 
Рассказ написала в июле 2020 года в Болгарии, по записям в дневнике 2003 года, Россия, Санкт-Петербург.
Рассказ о священниках, а наиболее о беседе с настоятелем храма святого Александра Невского в поселке Усть-Ижора Ленинградской области протоиереем о. Анатолием Мороз (1930 – 2020)..
 
 
"ВНИМАЯ ЖИЗНИ ПРАВЕДНОЙ"
 
 
–––– Первая “случайная” встреча с церковью св. Александра Невского в поселке Усть-Ижора.
 
По причине перевода настоятеля храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала) протоиерея Николая Шорохова (1945 г.р.), довелось мне с июня до декабря 2003 года бывать по субботам и праздникам в церкви св. Александра Невского, в поселке Усть-Ижора под Санкт-Петербургом, куда был назначен батюшка Николай “просто священником”.
 
Впервые эту церковь я, муж Валерий и дочь Кристина увидели в праздник Успения Пресвятой Богородицы, ровно через год после нашего Венчания в храме Воскресения Христова, (таинство совершил о. Алексий Еремич, участвовал диакон о. Андрей).
 
Согласно записям в дневнике, 28 августа 1999 года я попросила мужа отвезти меня в пригород, Колпино, где служит диакон Андрей, хотя и не было известно, в какой именно церкви.
Диакону Андрею я хотела передать фотографии со дня венчания. Надеялась, что диакон Андрей обрадуется мне и своим воспоминаниям о службе в храме Воскресения Христова.
Сначала мы заехали в Усть-Ижору. Так впервые увидели мы церковь св. Александра Невского.
Могла ли подумать, что в этой церкви в 2003 году я проведу пол года.
Потом мы отправились в Колпино и нашли церковь, где служил диакон Андрей. Он первым увидел меня в окно и был мне очень рад, показал церковь, где в богоборческое время размещался кинотеатр. Отец Андрей сказал, что приехала из Иерусалима его родная тетушка, игумения Русского монастыря, и предложил мне с ней встретиться. К сожалению, я отказалась. Позже отец Андрей служил священником в Софийском соборе в Царском Селе (г. Пушкин), где мы его также навещали однажды.
 
–––– Беседа с настоятелем церкви св. Александра Невского, протоиереем батюшкой Анатолием Мороз (1930 – 2020).
 
С июня до декабря 2003 года я, а также дети – дочь Кристина и сын Артем – приезжали в Усть-Ижору, поддерживая батюшку Николая Шорохова.
После службы настоятелем большого храма в Петербурге, новая должность "просто священника" казалась нам несправедливостью в судьбе отца Николая, которого в храме все мы, прихожане, искренне любили и уважали. Я и стих написала соответствующий – "Плач сердца о изгнании благовестников" (30 июня 2003).  
    
* * *
Настоятель церкви св. Александра Невского батюшка Анатолий Мороз вызвал сердечный отклик уважения и глубокого почтения с самого первого раза. Каким-то дивным образом сочетаются в батюшке Анатолии ПРОСТОТА и внутренняя целостность, решительность, глубина, содержание духовное. И в этом сочетании я увидела истинное ДУХОВНОЕ ВЕЛИЧИЕ этого человека, которого действительно запомнила на всю жизнь.
 
(Дополнено. Читаю этот мой рассказ в июле 2020 года в Болгарии, и слезы выступили, такое высокое чувство оставил во мне этот священник. Честно говоря, схожее было лишь еще один раз, когда я видела и говорила в часовне св. Ксении Петербургской с архимандритом Рафаилом Нойка 19 июля 2007 года).
 
24 августа 2003 года я написала стих:
 
* * *
 
"Настоятелю церкви св. Александра Невского в поселке
Усть-Ижора протоиерею о. Анатолию Мороз"
 
 
...в Усть-Ижоре церковь белокаменная  
Александра Невского праведного   
над рекой стоит, величавая,
духовной красотой увенчанная...
дивная святыня православия    
восхищает взор светлой памяти
о победе русичей-воинов,
торжеством мужества воссиявших...
 
в церкви возрожденной, отстроенной
служит воин Христов – батюшка,
над главой его знамя – любовь,
в руке его меч – крест Божий,
а на сердце – в простоте несказанной,
словами премудрыми неизъясненной,    
светом солнечных лучей изливается
святость истинная православная...
 
с праздником вас, пастырь добрый,
сединою мудрости убеленный,
золотом венца небесного увенчанный,
Господом среди людей прославленный!    
да будет сердцу вашему вечная радость,
многих лет покой и духовная сладость,
любовью святой раскрытое сердце –  
Христова воина святое наследство!
 
 
Так вот, 27 сентября 2003 года я была в церкви вместе с сыном Артемом.
Решилась подойти к батюшке Анатолию с надеждой на беседу.
Сначала я рассказала настоятелю церкви св. Александра НЕВСКОГО о случае осенью 2002 года на острове Залит, Псковская область. Я и дочь Кристина (тогда студентка Художественно-промышленной академии) были на острове на 40 дней памяти старца Николая Гурьянова. Тогда настоятель церкви св. Александра НЕВСКОГО во Пскове протоиерей Олег Тэор подарил мне и дочери Кристине иконочку св. Александра Невского, сказав: “Вот вам в путь!”. Я показала эту маленькую икону батюшке Анатолию. Он ответил, что это несомненно особенный случай, и что отца Олега он лично не знает, но, конечно, слышал о нем много доброго.
 
Потом я поделилась тем, что меня очень смущает тяжесть в чувствах и в мыслях по причине событий, связанных с переводом "нашего батюшки Николая" в Усть-Ижору. Меня волновал неожиданный перевод без каких-либо объяснений. Я действительно терзалась, недоумевая, почему так случилось. Ходили разные слухи, но я ими не интересовалась, хотя невольно слышала в храме разговоры прихожан. Доверительно поделилась я с батюшкой Анатолием моими личными впечатлениями.
Душа болела о том, что любимый мною и детьми священник, который с весны 1997 года был нашим духовным помощником, чьи благословения становились реальной помощью в жизни, – оказался, на мой взгляд, в изгнании.
 
Волнения мои все же прежде всего были о том, что я совсем утратила "мирный дух". Мало того, что у нас в семье происходили трагические события, связанные с жильем, (я и дети остались без жилья и прописки в родном, пять поколений Петербурге, мы вынужденно жили в снятой квартире, и не могли представить, что виной всему были преступные действия мужа и отца детей), – так еще и эта печальная история с отцом Николаем, который стал "просто священником" в пригороде.
Объяснив мои чувства и переживания, я попросила отца Анатолия дать мне совет, как сохранить покой и тишину ума, чтобы я не влеклась на мысли "мирского звучания", которые уводят мое внимание от самой себя, от Бога, лишают мирного духа и природно свойственной моему сердцу радости.
 
Батюшка Анатолий прекрасно понял мои чувства и вопрос. Он ответил пространно.
– Если неполезные, несветлые мысли приходят тогда, когда Вы находитесь среди людей, например, в транспорте, то надо мысленно перекрестить себя, прося у Господа силой Животворящего Креста избавить от нападения темных мыслей, всегда вражеских. Если находитесь дома одна, то следует сразу, как только сердце чувствует приближение тяжелых мыслей, сотворить молитву и осенить себя крестным знамением.
Однако в обоих случаях надо неуклонно держаться молитвы. На что же нам дана умная молитва? Ее надо хранить, беречь ВСЕГДА на всякое время.
Пусть молитва будет стоять на страже светлого и спокойного состояния Вашей души.
 
Затем батюшка Анатолий рассказал мне о себе.
– Я ведь уже 55 лет как священник. Очень это тяжелый труд. Родился я в Белоруссии. У нас тогда отношение в поселке к нашему батюшке было, знаете, ...как к Богу, то есть мы, мальчишки, очень уважали священника нашего. Он нам всегда отвечал на всякие вопросы. Я даже и преподавание Закона Божия еще застал. Скажу вам, что этот мой батюшка ныне причислен к лику святых в сонме Новомучеников, потому как был он расстрелян при богоборческой власти.
Отец мой отдавал меня учиться в Консерваторию, а священник батюшка ему сказал, чтобы мне быть священником. Это тогда очень меня удивило. Ко священному сану я с детства относился с глубоким уважением, но не мог и подумать, чтобы учиться на священника. И вот оказался я в Духовной семинарии.
Знаете, когда я был "просто священником", то очень мне это было радостно: отслужил своё и можешь поехать отдохнуть... А вот настоятелем когда стал, то сразу появилось много дел, ответственность большая за церковь, за все дела, за священников.
Это я говорю к тому, что вот отец Николай Шорохов был несколько лет настоятелем храма, а это серьезная административная работа. Бывает ведь и так, что человек – замечательный священник, а с административной работой справляется не так хорошо.
Конечно, я понимаю, что в нашем представлении, да и отец Николай так считает, – его понизили, от настоятеля до священника, из Петербурга в поселок...
Меня вот очень часто переводили... Это КГБ (комитет Государственной Безопасности) переводил священников, чтобы между священником и паствой не налаживались добрые сердечные отношения; то есть власти в Советском Союзе смотрели, чтобы священник, так сказать, не сроднился со своей паствой. Сравнить, конечно, нельзя с настоящим временем, однако...
Вот батюшку перевели вашего... и вы переживаете, потому как духовно он для вас родной человек. Ехать вам далековато, но надо по возможности навещать своего батюшку. Почему перевели? Митрополит Владимир ссылается, что храм Воскресения Христова восстанавливался медленно, а ныне поставлен отец Сергий, о котором известно, что он восстановил уже шесть церквей, то есть он хороший строитель.
Я уже три месяца работаю с батюшкой Николаем и много хорошего о нем имею сказать. Замечательный священник, молится за людей, и люди его любят. Вообще ничего нет такого, что мог бы я назвать в качестве замечания, то есть отец Николай – внимательный, сердечный священник. Видимо, административная работа не для него. ... Такой груз ответственности с отца Николая теперь снялся! Ему ведь легче стало – быть священником, хотя ему обидно, что будто понизили.
Я очень стараюсь батюшке Николаю во всём помочь, как только могу. Вот у него и кроватка для отдыха есть в домике (это дом, что стоит против церкви). Только ему еще отдыхать не пришлось: то акафист, то молебен, то служба, то люди...
Очень хороший священник и человек замечательный.
Вы не переживайте, я о всех наших священниках забочусь. Стараюсь батюшке и материально помочь, понимаю...
Мне бы сейчас предложили перейти из настоятелей в священники, так я бы с радостью, – правда! Наш храм святого Александра Невского, как вы можете видеть фотографии на стенде при входе, был почти весь уничтожен, разрушен сильно. В 1990 году его вернули Церкви, началось восстановление. И вот я с того времени здесь настоятель. А раньше год был настоятелем во Владимирской церкви, здесь она рядом, на другой стороне дороги, на кладбище. А священником я... с 1950 года.
Как мне было тяжело восстановить из таких руин церковь Александра Невского! А теперь вот вы сами видите, какая у нас красота, как светло, празднично, какие росписи, резьба... Очень тяжелое это дело, чтобы церковь восстановить. Да и сейчас трудно, ведь работа настоятеля у меня занимает весь день, то есть у меня план есть по работе на каждый Божий день.
 
Конечно, я так понял из ваших слов, что вы беспокоитесь еще и о том, что один священник, которого хорошо знаете, уважительно относитесь, даже и поклон не передал отцу Николаю, не спросил о том, как дела у батюшки... Это вам не ясно, почему. Это вас беспокоит всякими размышлениями. Важно, чтобы между священниками были добрые и дружеские отношения.
 
На этих словах батюшка Анатолий склонил голову и немного помолчал. Потом понизил голос:
– Ведь вот, что я вам хочу сказать... ОБРЕСТИ УВАЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ ЭТО ОЧЕНЬ СЛОЖНОЕ ДЕЛО, очень...
Вы хорошо сказали, что всегда имели уважение ко священному сану. Вот это и важно для вас именно теперь, чтобы это уважение сохранить, не слушать помыслы, не принимать их вовсе! Поверьте, что священнику каждому дана благодать Духа Святого. Вот, например, исповедь. Человек исповедал свои грехи, а священник прощает, отпускает пред Богом эти грехи человеку, то есть: иди, больше не греши. А Таинство Причастия? ведь это не вином мы причащаемся, а истинно Кровью Христа Спасителя, и не хлебом, а истинно Плотью Господа. И такое таинство исполняет священник. Важно всегда ко священному сану иметь уважение, сохранять, не смотря ни на что.
 
Потом я сказала батюшке примерно следующее:
– Батюшка, я хочу Вас спросить... Вот Вы, как вижу сердцем, имеете дар простоты. Мне очень близки слова: "там, где просто, там ангелов сто, а где мудрено, там ни одного”. ... Вот, например, я иду по улице, держусь обычно за строчки двух псалмов, помню наизусть. Иду так в простоте и мирности духа. Но вот вижу незнакомого человека, который мне чем-то неприятен, – и мысль уже бежит вперед меня. Я не замечаю, как об этом человеке нечто подумала и осудила. Ум отяжелел, нагрузился, в сердце никакой чистоты и легкости.
 
– Повторю еще раз: а как же данная нам умная молитва с именем Божиим?
 
– В том и дело, что стараюсь, но... я не замечаю, сколь быстро помысел входит в ум, а молитва вовсе угасла. Я переживаю, вновь начинаю молитву. А ненужные мысли рядом ходят по кругу.
 
– А Вы мысленно перекрестите себя сразу, как увидите, почувствуете ТО, что может дать ход ненужным мыслям, вовлечь в круговерть. Сразу перекреститесь мысленно, а потом: “Господи, помилуй...” Ведь нам Крест дан как спасительное оружие против вражеских помыслов.
 
Стояла я рядом с батюшкой Анатолием и на душе было светло. Стояла, ВНИМАЯ ЖИЗНИ ПРАВЕДНОЙ, которую видела и сердцем воспринимала во время нашей беседы.
 
Потом я подошла к сыну Артему. Он стоял близко к алтарю, людей в церкви было немного. На деревянном полу прямо возле ног Артема я увидела небольшую лужицу – это были слезы моего сына, который, обладая чутким сердцем в свои 16 лет, был тронут песнопением.
Отец Николай Шорохов что-то доброе сказал Артему, сын улыбался.
 
Когда батюшка Анатолий освободился, я предложила Артему подойти к столь дивному в своей простоте и мудрости пожилому священнику.
 
– Батюшка Анатолий, благословите, пожалуйста моего сына.
 
– Господь да благословит и управит на добрый путь...
 
Батюшка спросил у сына имя.
 
– Артемий... какое хорошее имя. И на маму как похож. Так вот, Артемий, очень важно жить по совести. Живи всегда по совести и всё будет хорошо.
 
На всю жизнь запомнились мне эти слова:
ЖИВИ ВСЕГДА ПО СОВЕСТИ И ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО.

 

 

* * *
Протоиерей Анатолий Мороз отошел ко Господу 13 января 2020 года на 90-м году жизни.

 


___________________________________________
 
Рассказ 2014.
 
 
Памяти Федора Паторжинского (1901 – 1976)
 
 
В 1992 году во Франции вышел диск “Русский хор Фёдора Паторжинского (Париж). Православные песнопения”. Записи был сделаны в Париже в 1955 –1958 годах.
Мне посчастливилось приобрести диск, прекрасное исполнение – удивительный истинно народный хор, а также узнать о жизни Фёдора Паторжинского. Глубина проникновения народного (не профессионального!) хора в православные песнопения восхищает! Ничего подобного я не слышала. Русское церковное пение в исполнении хора под управлением Федора Паторжинского это великое, уникальное наследие Православия.
 
Фёдор Сергеевич Паторжинский родился в 1901 году, умер 25 августа 1976 года, в Киеве (тогда Украинская республика в составе СССР). Когда-­то Федор и его старший брат Иван были семинаристами Киевской духовной семинарии. ... Юный Федор в конце гражданской войны покинул родину вместе с белой армией. В эмиграции обосновался в Париже. Там создал хор православной музыки из церковных певчих, таких же эмигрантов, как и он сам. Не имея специального музыкального образования, Федор Паторжинский оказался талантливым хормейстером, настоящим самородком. В 1930 – 1950 годах выступал с хором на концертах духовной музыки с классическим репертуаром, а также с народными песнями. ... В 1945 дирижировал в концерте Объединенным хором парижских церквей. Выступал с хором в католических храмах. ... В 1950­  педагог класса русского пения в Русской консерватории в Париже. ... Хор был награжден “Гран­при” на конкурсе в Италии.  Такую престижную премию Федор Паторжинский получил первым из своих соотечественников – украинцев и россиян (вторым удостоился Святослав Рихтер). ... Федор Паторжинский вернулся в СССР в 1958 году и поселился в Киеве. Вернуться уговорил брат Иван Паторжинский, певец, народный артист СССР, депутат Верховного Совета СССР, лауреат Сталинской премии. ... Федор Паторжинский, преуспевший на Западе артист, полностью раскрывший свой талант и занявший достойное место в европейской культуре, поверил в то, что его искусство будет востребовано дома. ... Какое-­то время он работал вторым дирижером в государственной академической капелле, но, почувствовав, что в ней он лишний, ушел с должности. ... Искусство Федора Паторжинского оказалось на родине невостребованным. ... Федор Сергеевич скончался скоропостижно. Инфаркт. “Скорая” не успела довезти живым до больницы.
 
 
“Русский хор Фёдора Паторжинского, Париж.
Православные песнопения”
 
 
Спасибо Вам! – я к Свету прикасаюсь,
что дышит в творчестве возвышенной души,
с церковной музыкой божественной сливаясь
в Народном хоре дивной красоты...
 
восхищена, и сердце словно тает
в пространстве песнопений золотых,
что душу солнечными радуют лучами
и устремляют чувства в мир святых...
 
мне так светло, волнительно, тревожно
от тихих слез, что льются на ладонь...
должно быть, Творчеству в России невозможно
взойти столь яркой славой и звездой...
 
                                                                                          2 декабря 2014
 
 
____________________________________
 
Рассказ
 
 
"ЦВЕТЫ НА СМЕРТЬ Патриарха Московского и всея Руси Алексия II"
 
 
Патриарх Алексий II  (1929 г. Эстония – 5 декабря 2008 г. Россия ).
 
"Господь избрал на служение Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в тяжелый, переломный период в истории Церкви – конец богоборчества, перестройка, развал Советского Союза, активная деятельность различных сект и неорелигиозных течений".
 
1991 год. Распад СССР, окончились 70 лет Коммунистической власти в СССР (1918 – 1991). Город Ленинград обрел свое историческое имя Санкт-Петербург, и для богослужений вновь открылся, в частности, Казанский собор.
 
Патриарх Алексий II был "подвижником возрождения Русской Православной Церкви, восставшей из руин после стольких лет безбожных гонений" (митрополит Иларион, РПЦЗ).
 
5 декабря 2008 года, около 10 часов утра  Патриарх скончался в своей резиденции, расположенной рядом с посёлком Переделкино.
Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность.
 
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II умер в трагический для Церкви день – ровно 77 лет назад, 5 декабря 1931 года, по приказу Сталина был взорван храм Христа Спасителя.
Алексий II окончил свой земной путь на следующий день после праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. "Вся эпоха Патриарха Алексия была введением России во храм, и сегодня можно сказать, что эту главную задачу своей жизни Предстоятель сумел выполнить с блеском".
 
* * *
Патриарха Алексия II мне довелось увидеть  однажды на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2003 года, видела совсем близко и слушала поздравительное слово Патриарха в Троицком соборе Свято-Троице Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад под Москвой).
 
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, 18 лет возглавлявший Русскую православную церковь, скончался 5 декабря 2008 года на 80-м году жизни.
 
 
"Цветы на смерть Патриарха Московского и всея Руси Алексия II"
 
 
...есть в смерти дивная черта –
она мирское разделяет,
СВЯТЫХ на Небо вознося,
посмертной славой награждая...
 
и верно! судим по плодам! –
не по сердечным увереньям,
не по намереньям, словам...
всем Страшный Суд... НЕ всем – СПАСЕНЬЕ.
 
...так пусть последний день судьбы
подаст Спасительную Чашу
и Причащение души
и ЖИЗНЬ, что смерть венчает нашу...
 
последний вздох... церковный зал...
цветы от всех, кого любили...
цветы от всех, кто молча гнал...
цветы от всех, кого простили...
 
9 декабря 2008
 
 
Патриарх Алексий II погребен в Москве в Богоявленском Елоховском кафедральном соборе.
Неожиданно для меня случилось так, что я побывала в этом соборе, когда не прошло и 40 дней со дня смерти Патриарха.
9 января 2009 года я была один день в Москве, по приглашению (и с оплатой билета) на дружеской встрече живущих в Москве грузин и русских, которые познакомились на форуме портала "Грузия Онлайн". Встретившие меня два грузина привезли меня в Елоховский собор, в котором я ранее не была и о соборе ничего не знала. Оказывается, в 1799 году в этой церкви был крещён великий русский поэт Александр Сергеевич  Пушкин (1799, Москва – 1837, Санкт-Петербург).
 
Последний для нас с Кристиной адрес в родном (пять поколений) Санкт-Петербурге: ул. Пушкинская, дом 13, рядом памятник А.С. Пушкину.
На момент отъезда из России в феврале 2015 года мне было 57 лет.  
Ев. от Матфея, (13:57):
“...Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве  только в отечестве своем и в доме своем”.
 

 
____________________________________________________
 
2 – 5 октября 2011 г.   
 
В рассказе использовала некролог на сайте Патриархии, мои дневниковые записи и стихи.
 
 
"СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ протодиакона Свято-Троицкого собора
Александро-Невской лавры о. Василия Ципкало (1938 – 2010)"

 
 
...есть в смерти дивная черта –
она мирское разделяет,
СВЯТЫХ на Небо вознося,
посмертной славой награждая...
 
После литургии в Исаакиевском соборе, в воскресенье 2 октября 2011 года, на Невском проспекте я встретила женщину, с которой была знакома, когда  участвовала в пении нараспев акафистов в Троицком соборе Александро-Невской лавры. “Акафистным хором”, состоящем преимущественно из женщин и бабушек – прихожанок Лавры, руководил протодиакон отец Василий.
Прежде всего я спросила Татьяну (так зовут женщину) о дорогом моему сердцу отце Василии. Она ответила, что в декабре прошлого года отца Василия похоронили в Лавре, и поделилась со мной историей о тяжелых обстоятельствах последнего года жизни протодиакона.
Татьяна – прихожанка Лавры на протяжении двадцати лет, а потому близко знавшая отца Василия, рассказала, что в последний год жизни у отца Василия проявилась сердечная недостаточность, язвы на ногах, ...постепенно отнимались ноги, началась гангрена ноги, ...после ампутации отец Василий не приходил в сознание и умер.
 
* * *
 
26  декабря 2010 года после тяжелой продолжительной болезни на 73 году жизни отошел ко Господу протодиакон Василий Петрович Ципкало. Один из старейших диаконов Санкт-Петербургской епархии, он был носителем лучших традиций вокально-речевой культуры богослужения.
 
Отец Василий родился 13 апреля 1938 года в в Тячевском районе Закарпатской области Украины,  в семье крестьян. По окончании средней школы приехал учиться в Ленинград.
 
В 1960 году поступил в Ленинградскую духовную академию.
В1961 году был рукоположен в сан диакона в Спасо-Преображенском соборе.
Духовную академию окончил в 1964 году, защитив кандидатскую диссертацию на тему  "Псково-Печерский монастырь и его историческое значение".
С того же года, будучи диаконом, служил псаломщиком в Большеохтинском Никольском храме, в Князь-Владимирском соборе.
С 1973 года до самой кончины служил диаконом, а потом и протодиаконом в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.
 
Награжден камилавкой, орденами святого равноапостольного великого князя Владимира III степени, святого благоверного великого князя Даниила Московского III степени, Преподобного Сергия Радонежского III степени и преподобного Серафима Саровского III степени.
 
Отец Василий являл собой пример ревностного служения Церкви, он был достойнейшим представителем старой протодиаконской школы... Он участвовал во многих торжествах Церкви, которые уже вошли в ее историю.
 
Отпевание протодиакона Василия Ципкало состоялось в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, похоронен на Никольском кладбище монастыря.
 
* * *
Так сложилось, что я и дети жили совсем рядом с отцом Василием, на Пражской улице, с 2000 года до конца 2005 года. (...). Отец Василий жил почти в соседнем доме. После знакомства с отцом Василием в Лавре, мы часто видели, как он поздно возвращался со службы, при этом всегда бодрый и воодушевленный! При встречах на улице отец Василий был неизменно уважителен, прост, открыт и радушен.
 
В одном из некрологов я прочла, что "...протодиакон Василий в последний год своей жизни ( 2010 г.) проживал в г. Колпино (пригород Петербурга) и по мере сил, посещая Вознесенский храм, служил, являя красоту православного богослужения, показывая молодому поколению священнослужителей и прихожан пример благочестивой и усердной молитвы".
 
Приходилось мне слышать о том, что отец Василий вел монашеский образ жизни, жил скромно в однокомнатной квартире. Возможно, не было родственников. Поэтому в Петербурге не нашлось, кому ухаживать за отцом Василием во время болезни.
 
При жизни отец Василий был окружен людьми, и сам являл заботу о людях; имел доверительные отношения,  поэтому так больно думать о пожилом человеке, который был вынужден в немощи сил оставить служение в Лавре, переехать из Петербурга в Колпино, видимо, к близким друзьям...
 
* * *
Мне хочется записать на память...
Вне сомнения, отец Василий был любим народом. Отец Василий, совершая службу, не был отстранен от людей, с ним можно было встретиться глазами и он отвечал лучистым своим приветственным взглядом. Отец Василий радовался Православию и тому, что он причастен Торжеству Православия.
Мое сердце притянулось к этому человеку именно этой торжественностью личного переживания отцом Василием Православной веры во время службы.
За многие годы я была на службах во многих храмах Петербурга, но для моего сердца самым лучшим диаконом остается отец Василий. Он старался донести людям каждое слово, пение под его руководством "Символа веры" и "Отче наш" никогда не забудется, потому что само пение имело особенность душевного общения народа и диакона, духовного единства людей в молитве!
Мне довелось видеть отца Василия не только во время богослужений в Троицком соборе Лавры, но и в других храмах. ... Всегда и везде отец Василий обращал внимание НЕ НА СЕБЯ, но на СЛОВА, которые он произносил с сердечным чувством, торжественно и проникновенно, доверительно, и при этом удивительным образом объединял народ... Именно благодаря протодиакону отцу Василию, я пережила слова "Отче наш", как именно НАШ, и что есть МЫ, такие разобщенные в миру, но призванные Богом к единству веры, едиными устами и единым сердцем...
 
Впервые я увидела отца Василия 24 августа 2003 года на литургии в церкви св. Александра Невского в Усть-Ижоре. Мы были вдвоем с дочерью. В моем дневнике сохранилась восторженная запись: "Диакон руководил прихожанами во время исполнения “Символа веры” так, будто мы были хор, который повиновался каждому взмаху руки диакона, а эти взмахи, надо сказать, внешне казались очень театральными, однако поддерживали, создавали и сопутствовали общей высокой духовной атмосфере. И это единство людей  радовало меня молитвенным настроением распространенного сердца. ... А как долго и чуть ли не по буквам мы исполнили “Отче наш”!  да, это в первый раз такое внимательное пение. Благодать изливалась, сердце возвышалось, воцарился духовный покой и светлая радость".
 
В храме св. Александра Невского в Усть-Ижоре мы оказались, благодаря переводу в этот храм протоиерея о. Николая Шорохова (до лета 2003 года был настоятелем храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала); некоторое время ездили в храм на службы. Хочется особо записать, что здесь я впервые увидела не только – для моего сердца – самого лучшего диакона, то есть отца Василия, но и самого лучшего  – для моего сердца – настоятеля, священника протоиерея о. Анатолия Мороз. Об отце Анатолии с радостью когда-нибудь напишу рассказ, потому что довелось иметь с ним доверительные беседы о жизни, есть и красивый стих, посвященный дивному старцу. ... Совсем недавно увидела отца Анатолия на Праздновании 200-летия Казанского собора 21 сентября 2011 года. По окончании праздничной литургии подошла к о. Анатолию, с добрыми словами о том, что всегда его помню и желаю доброго здоровья. Батюшке Анатолию восемьдесят один год! И  он, взяв мои ладони в свои руки, благодарил и благословил, с пожеланием помощи Божией, во всей искренности и простоте своего открытого людям молитвенного сердца.
Слава Богу, что мне довелось хотя бы отчасти познакомиться   с  замечательными людьми, которые имеют открытое сердце, внимательное к людям, – протодиаконом о. Василием и протоиереем о. Анатолием Мороз.
 
Восторженное впечатление от первой встречи с протодиаконом Василием сохранилось во мне неизменным в течении последующих лет, подкрепляемое каждый раз, когда доводилось его видеть во время богослужений.
 
В Александро-Невскую Лавру я приезжала, начиная с лета 2000 года, хотя и не часто, но обязательно, чтобы поклониться пред ракой св. Александра Невского, небесного покровителя Петербурга. И вот, в Лавре 3 ноября 2003 года  я увидела диакона, который так запомнился сердцу в храме св. Александра Невского в Усть-Ижоре. Это был отец Василий. ...В эти дни в Лавре находился  прижизненный портрет святого Серафима Саровского. В дневнике сохранилась запись о том, как я была рада видеть диакона. Отец Василий возле Казанской иконы Богородицы руководил чтением нараспев акафиста в честь иконы; и я присоединилась ко многим молящимся; а потом мы прикладывались к Евангелию, а диакон прикладывал Книгу к склоненным нашим головам, и затем подходили к иконе.
 
На чтение акафиста в Троицкий собор я начала приезжать с июня 2004 года. Акафисты нараспев читаются св. Александру Невскому, св. Николаю Чудотворцу, Богородице иконе Скоропослушница, Господу Иисусу Христу.
Сохранилась и такая запись: "Не удержалась, подошла к отцу Василию и сказала: “Вы – лучший диакон в городе”, на что он светло и удивленно улыбнулся и ответил: ...спаси Вас Господи, приходите еще! ... Отец Василий, имея почтенный возраст, сохранил как бы юношеское усердие в своем деле. Это так замечательно, что есть еще духовные диаконы, ответственные за святое дело, которым Господь их отметил в жизни, определив на служение Богу и православным христианам" (дневник, ноябрь 2004 г.).
 
В августе 2005 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, по окончании акафиста иконе Богородицы "Скоропослушница Невская", когда отец Василий руководил чтением акафиста нараспев, я записала чувства в одном поэтическом предложении:
 
РАДОСТЬ акафиста светлая льется небесной волной –
Скоропослушница Невская иконой чудесной святой
внемлет молитвам и пению, благословляет сердца,
возвышенным умилением радость святую даря.
 
В 2005 году на Рождество Христово я впервые участвовала в "акафистном хоре" на праздничном пении, всенощная служба. Прежде этого события были репетиции внизу Троицкого собора. Хор, состоящий преимущественно из лиц пожилого возраста, не мог отличаться стройностью пения, и отец Василий часто повторял: "наше дело – душевное, тихое, проникновенное исполнение, и в этом будет особенность и красота".
 
Потом пение разных акафистов нашим "акафистным хором" было снято на видео. В феврале 2005 года состоялась паломническая поездка в составе 12 человек хора в Покровский храм в пос. Мариинбург. В Лавре я иногда Причащалась на Литургии, и всегда была рада видеть отца Василия, каким замечательным диаконом он был...
 
Сохранилась у меня просфора, подаренная мне отцом Василием в Троицком соборе Лавры 4 августа 2005 года, на праздник св. Марии Магдалины.
Девушка Екатерина, которая видела, что отец Василий поздравил меня просфорой, подарила мне мешочек, который она сама сшила.
 
В начале 2006 года я и дети вынужденно переехали  в третью снятую однокомнатную квартиру на пр. Гагарина. Мои поездки в Лавру на пение акафистов стали редкими и вовсе прекратились. ...
Однако, отец Василий звонил и приглашал меня петь на Рождество! Так, в 2007 и в 2009 году я вновь пела в акафистном хоре на вечерней праздничной службе 7 января.
 
 На сайте на странице Фотографий есть фото: Рождество 07.01.2009 г. Отец Василий ведет хор, справа Раиса Афанасьевна (ныне инокиня Рафаила), а слева в профиль это я.
 
В 2008 году отец Василий позвонил мне и пригласил на свое 70-летие в Троицкий собор Лавры. Собралось много людей, кто любили отца Василия, мы дарили уважаемому протодиакону цветы и подарки. Это был очень праздничный день.
 
В последний раз я видела отца Василия 18 сентября 2009 года во Владимирском соборе, на службе на 40 дней со дня смерти ключаря собора. В конце службы отец Василий протянул мне просфору. Я сохранила просфору на память о встрече с красивым, сильным, жизнерадостным человеком, чья светлая уверенность в себе истекала из уверенности жизни в Православии и служила примером внутреннего состояния торжественной радости пребывания в вере, молитве, единстве с Богом.
 
* * *
Однажды по окончании пения акафиста о. Василий спросил женщину, придет ли она на акафист в следующий раз. Женщина ответила: “...как Бог даст”. На что отец Василий сказал: “Бог-то ВСЕГДА даёт нам приходить в храм, да мы не всегда идем”, и улыбнулся. Эти слова мне очень запомнились.
 
...Чтение акафистов нараспев в Александро-Невской Лавре, под руководством протодиакона о. Василия становилось молитвой в слове и в музыке, при этом объединяющей вдохновением возношения к Богу сердец всех присутствующих.
 
* * *
Узнав о смерти протодиакона отца Василия, я написала стих и на следующий день поехала на кладбище Лавры, посадила хризантемы и оставила мой стих...
 

 
                  ...отец Василий светлой силой
                 остался в памяти моей...
                  и вот, стою я пред могилой
                  совсем одна, и нет людей...
 
                  распространилось мое сердце,
                  желая видеть Вас ЖИВЫМ
                  и петь акафист с Вами вместе
                  с молитвой избранным святым...
 
                  я верю: труд души наградой
                  Вам увенчали НЕБЕСА,
                  и ныне с Вами ВЕЧНО РЯДОМ
                  и сонм святых и Свет Творца.
 


* * *
 Живая река Православия
 
Отец Василий родился в годы Советской Власти в 1938 году. Среди миллионов людей, кто родились в Советском Союзе в довоенное время, когда вера в Бога, начиная с 1918 года, продолжала искореняться, а верующие подвергались преследованию и гонениям, ... когда церкви и храмы в основном были разрушены или осквернены, ... когда Коммунистическая Власть строила “атеистическое государство”,  – очень мало было тех, кто решались связать свою жизнь с Православной Церковью. Для этого нужно было иметь особое призвание от Бога,  а также требовалось личное МУЖЕСТВО и непоколебимая вера в то, что единственный духовный смысл жизни человека заключается в единении с Богом, в стремлении души к преображению во Свете Святости.
Отец Василий вне сомнения имел и призвание от Бога, и личное мужество, и  веру светлую, торжественную, каким и было его служение в Церкви. Только избранные люди удостоились быть “живыми сосудами” Божьей благодати в страшное время богоборчества.
 
Я счастлива, что “от сердца к сердцу” видела человека, который в числе известных в Петербурге и по сей день живущих священнослужителей был и остается ЖИВОЙ РЕКОЙ нашей Православной веры, пережившей 70 лет гонений и преследований. Как малые духовные ручейки, эти люди В СВОИХ СЕРДЦАХ пронесли Веру и передали ее нам, как самое светлое, доброе и святое в их жизни.
 
Вечная память Вам, отец Василий.
 
Написала стих и фотографировала 2 октября 2011
 
Радостно по светлой памяти протодиакона о. Василия увидеть мой скромный рассказ на официальном сайте Александро-Невской Лавры.
 
Приложение.
 
Есть у меня такая запись в январе 2007 года:
 
“А мне пришла радость в первый день нового года: позвонил протодиакон о. Василий из Александро-Невской Лавры. Два года назад один год я пела акафисты  в акафистном хоре.
На Праздник Рождества вечером 7 января будет праздничное выступление акафистного хора и о. Василий позвал...
Очень радостно, потому что в позапрошлом году это было очень чудесно: мы пели калядки, и даже две на украинском языке, и песни о Рождестве Христа, а стояли прямо в центре церкви.
После выступления наместник монастыря Лавры подарил всем по шоколадке... Мне жаль, что по обстоятельствам я не смогла продолжать петь акафисты, а ныне радостно, что меня светло помнят, и это особенно радостно в первый день 2007 года!”
 
Вот и стихи мои нашла о акафисте...
 
* * *
 
Александро-Невская Лавра,
Петербурга святая земля...
на крыльях души и сердца
молитва летит в Небеса,
 
акафист, пасхальная радость,
золотая песня Любви,
благословенная святость
православной русской души...
 
2004
 
* * *
 
"Александро-Невская Лавра, Троицкий собор,
акафист на распев иконе Богородицы
Скоропослушница Невская"
 
РАДОСТЬ акафиста светлая
льется небесной волной...
Скоропослушница Невская
Своею иконой святой
внимает молитвам и пению,
благословляет сердца
чудесным души умилением,
радость для сердца даря...
 
Скоропослушница Невская,
Свет Невечерний любви!
услышь мое тихое пение,
что льется к Тебе из души...
пусть в жизни моей я порадуюсь
счастливым и праздничным дням...
Надежда моя, Богородица,
к Твоим припадаю стопам...
 
август 2005
 
* * *
 
На Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа  07 января в Александро-Невской Лавре лет пять пою с акафистным хором (ранее два года пела акафисты в хоре) праздничные песни, калядки... Благодарю протодиакона о. Василия за приглашение и доброе сердце, пример скромности и благочестия.
 
Рождество Христово
 
Рождественских песен венок серебряный,
церковный зал золотой и праздничный...
песен мотив узор незатейливый
светом солнечным переливается...
 
радость миру! прославим сердцами
Рождество Господа Христа Спасителя,
встретим с песнями и цветами
всей Вселенной Творца Вседержителя!
 
радость миру! свет чудесного дня
в песнях праздничных разливается...
радость сердцу! Рождество Христа!
Спаситель мира на Земле Рождается!
 
10 января 2009